
Нельзя сказать, что сюжет скуден, но и богатым
его не назовешь. Действительно, есть некая прелесть в повествовании мира
маленького человечка. Картина начинается с появления на экране мальчика, совсем
еще ребенка, и его учителя. Изначально понимаешь, что это не отец и сын, а
именно учитель и его ученик. Думаю, в этом особенность режиссера – показать взаимоотношения,
ту нить, что связывает главных героев. На протяжении всего фильма ниточка не
рвется, как бы ее не тянули, не пытались бы разорвать события; судьба все равно
сведет героев в одиноко стоящем домике посреди озера.
Времена года сопоставляются с моментами жизни
героя. Весна-детство. Лето-отрочество. Осень-юность. Зима-зрелость. В детстве
юнец провинился. В силу возраста ему захотелось «поиграть»: он привязал камень
к змее, рыбке и лягушке. Шалость не удалась. Два из трех живых существ погибли. За такой
поступок учитель дал ученику испытание, привязав
камень к его спине. Осознав, мальчик до конца жизни пронесет тяжесть убийства
на своих плечах.
Герой растет и превращается в статного юношу.
В эту пору он переживает душевные распри. С одной стороны, он влюблен в
девушку, а по другую сторону, он не понимает, что с ним происходит, ведь это
чувство для него ново и не понятно. Проходит время и девушке придется уехать,
герой не может справиться со своими чувствами. Учитель предупреждает его: «Любовь
рождает желание обладать. Желание обладать ведет к убийству». Юноша не слушает и
покидает дом.
Наступает осень. Слова учителя не прошли
мимо. Наш герой возвращается в «отчий» дом с бременем на плечах и гневом в
душе. Некогда юноша, теперь уже молодой мужчина убил свою жену из-за ревности.
Но учитель принимает его, не осуждает, что дает нам право уважать сенсея еще
больше. Главный герой проходит испытания избавления от гнева и ненависти.
Закончив его, со свободной и спокойной душой молодой человек уходит отбывать
срок.
Медленной поступью шагает зима. Герой уже не
юнец и не парень, он зрелый мужчина, прошедший свой путь исправления. Но на
этом ученик не заканчивает, он продолжает доводить свой дух и свое тело до
полной гармонии с природой.
Невозможно не заметить красоту природы,
показанную так искусно. Создавалось впечатление, что ты стоишь там, что ты
чувствуешь, как пронизывает легкий ветерок, как капли воды попадают на кожу.
Неописуемое ощущение. Раскрыта природа Востока во всей ее красе.
И снова весна. Развитие новой жизни, нового
ученика, подкидыша. Те же действия, то же чувство вины, но теперь статуя Будды
наблюдает за новым подрастающим мальчиком.
Ким Ки Дук не идеализирует персонажей,
наоборот, он рисует их отрицательными. Вы все равно испытываете симпатию к ним
как в начале, так и в конце. Думаю, это и есть отличительная черта фильма, да и
всего творчества режиссера. Кто бы ты ни был, какой бы путь тебе в жизни не
пришлось бы пройти, ты все равно остаешься человеком, тем, кто прошел испытания
своим усердием.
Мне очень понравилось, как ты написала. Читается легко, но в этих легких и маленьких строчках находишь большое количество умных, мудрых, правильных и нужных фраз.))
ОтветитьУдалитьЯ перечитаю твою статью ещё и ещё раз, потому что это очень содержательная, мыслящая рецензия к такому потрясающему фильму.